ХУПА - ЕВРЕЙСКАЯ СВАДЬБА (впечатления от первого посещения еврейской свадьбы весной 2003 года)


...Сегодня мой рассказ пойдёт о событии, происходящем в жизни почти каждого нормального человека. Для кого-то оно становится важнейшей вехой на всю оставшуюся жизнь, для кого-то – мимолётным и проходящим как время года явлением, но при любых возможных финалах, так или иначе, этот день остаётся в памяти и навеки запечатлевается в истории нашей жизни. И спустя многие годы выцвевший от времени ворох фотографических снимков или затёртая от просмотров видеокассета вновь и вновь напомнит нам те волнующие мгновения, когда мы были так молоды, тщеславны, немного наивны и полны надежд и иллюзий, множеству из которых так, увы, и не придётся никогда сбыться... Имя этому событию – свадьба.

...Свадьба, на которой нам пришлось недавно побывать, именуется здесь, в Израиле, «хатуной», а учитывая то, что проходила она с соблюдением всех еврейских традиций - «хупой». Я обязательно расскажу о сущности этого обряда ниже, но для начала попробуйте почувствовать время, в которое совершалось это торжество. Двадцатые числа марта... На исходе первая неделя войны американской коалиции с Ираком. По улицам ходят школьники с коробками с противогазами на плечах, по телевидению дикторы говорят непрерывно только о войне, а окна многих квартир зияют помертвевшими глазницами – их загерметизировали изнутри на случай химической атаки Ирака. И вдруг... Вдруг такое неожиданное приглашение на пышное торжество в один из залов торжеств в наших местах. Почему-то мысленно мы окрестили эту свадьбу «пиром по время чумы». Хотя, не скрою, все наши мрачные мысли улетучились, подобно сну, как только мы погрузились в весёлый свадебный водоворот.

Размах и количество приглашённых производили впечатление. На моей собственной свадьбе было раз в 10 меньше гостей. И это многообразие лиц было ещё без учёта гостей из Германии и Америки, которые не прилетели на свадьбу, в связи с войной в Ираке! Сразу напрашивался вопрос: в какие же средства обходится такое празднование? Но ответ был прост: для каждого пришедшего здесь существует минимальная такса, которую он должен вручить при входе. Меньше указанной суммы давать просто неприлично. Нам на двоих это обошлось в 400 шекелей, или около 80 долларов. Необычно было взирать на аккуратную стопочку конвертов для денег и ручку для подписи, а также заветную урну для конвертов, на которую было направлено зоркое око висящей над головами видеокамеры. Это немного удивляет и приводит в недоумение, поражая одновременно простотой и выгодой данного метода для организаторов торжества.

Итак, поздравив у входа счастливых родителей жениха и невесты и внеся свой денежный вклад, мы очутились в зале. Услужливый распорядитель спросил, откуда мы и получив ответ, что с места работы жениха, проводил нас на соответствующее приготовленное для нас место. Было странно, что всё происходящее напоминало в тот момент скорее встречу незнакомых посетителей в каком-нибудь ресторане, нежели сбор людей, объединённых приходом на общую церемонию – свадьбу. Каждая группа гостей общалась вокруг знакомых им лиц, более того, было предложено выбрать всевозможную закуску по принципу фуршет около огромного буфета с многообразными яствами и лёгкие или горячительные напитки на любой вкус в большом баре. За полтора часа, проведённыe в таком ритме, мы успели наесться и даже стали в какой-то момент забывать, что же привело нас сюда.

Наконец, раздался торжественный сигнал, и в наступившей тишине было объявлено, что появились жених и невеста. Разноцветьем красок вспыхнули яркие фейерверки. Родители вели их под хупу. Хупа – самая важная составляющая свадебной церемонии. Напоминает она белый шёлковый балдахин и придаёт происходящему некоторую нереальность. Но именно под хупой жених и невеста становятся мужем и женой. Жених надевает невесте обручальное кольцо и произносит: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля!» Эта церемония называется «кидушин». Для непосвящённых в иврит, слово «кадош» (святой – ивр.) означает также отдельный, изолированный. Невеста, принявшая кольцо от жениха, называется «мекудешет», то есть посвященная только своему жениху. Другими словами, с момента совершения «кидушин» невеста запрещена для всех других мужчин. По еврейскому закону, кольцо – не символ совершения брака, оно заключает в себе гораздо более весомый смысл - негласный союз между молодожёнами. Поэтому кольцо обязательно должно быть собственностью жениха, он должен его купить на свои деньги. Обычай совершать «кидушин» с помощью золотого кольца, на котором нет никаких украшений, установили мудрецы.
Затем Ярослав (так зовут жениха) подписал «ктубу» (брачный контракт), в котором записано его обещание «трудиться и уважать, кормить и содержать, заботиться и одевать» Илану (невесту). После подписания «ктубу» передали невесте, которая в этот момент уже стала женой. Вообще, функция брачного договора не ограничивается только гарантией прав жены. (Кстати, один из пунктов «ктубы» гласил, что в случае, если муж оставит жену, он обязан уплатить ей 100 000 шекелей). «Ктуба» – мощное средство предотвращения поспешных, необдуманных разводов, или, выражаясь словами мудрецов, она препятствует тому, чтобы муж и жена относились «легкомысленно к разводу». Не знаю, помогает ли это предотвращать поспешные разводы, но то, что еврейский развод – дело долгое, почти бесконечное, кропотливое и весьма дорогостоящее – это факт.

Потом близкие друзья развлекали молодожёнов: носили их на руках, танцевали вокруг них и пели. После этого всем гостям было предложено снова сесть за стол. Началось официальное пиршество. Надо добавить, что было три подачи на стол: две – мясные блюда и одна – десерт. Кроме того, гарниры, салаты и горячительные напитки появлялись в неограниченном количестве, как только приставленный к каждому столу официант замечал, что их количество поуменьшилось. Наш официант, заметив, например, что я люблю «Мартини», всякий раз молниеносно ставил передо мной новый бокал, когда опустевал предыдущий. :-)

И, конечно же, было много музыки, которую воспроизводил профессиональный ансамбль, певица и певец, а также очень много девочек на подтанцовках, которые не давали скучать и исполняли разнообразные номера, пока гости сидели за столами. Впрочем, гости много танцевали и сами. Как оказалось впоследствие, не все задумки были выполнены. Например, отец жениха под песню «Если б я был султан, я б имел трёх жён...» намеревался одеть чалму и сыграть роль султана, а роль его трёх жён должны были исполнить три молоденькие артистки, одеждой которых были бы только трусики. Но, как грустно рассказывал потом отец Ярослава, бдительная жена, узнав о его намерениях, строго-настрого запретила ему даже думать о подобном действе. :-)

Ещё одним интересным штрихом был показанный гостям небольшой короткометражный фильм-фэнтэзи об истории знакомства этой пары, который был мастерски сымпровизирован и воспроизведён самими молодожёнами. Придуманная история такова: Илана сидела в парке на скамейке и выронила теудат-зеут (наше израильское удостоверение личности). Некоторое время спустя Ярослав прогуливался с собакой и нашёл утерянный документ. Естественно, парень обратился в справочную службу и по номеру теудат-зеута узнал номер телефона девушки. Они созвонились и договорились встретиться в кафе. Так, якобы, началось их знакомство и появилось чувство, приведшее к этой свадьбе.

...А ещё на каждом столике стояли маленькие открыточки с лицами и именами молодожёнов. Я взяла на память две из них. Теперь на эту пару можете посмотреть и вы. Вот они какие – Илана и Ярослав.

И пусть они будут счастливы! :-)

Hosted by uCoz